МКОО «Гимназия №1 а. Псыж имени А.М. Каблахова»
E-mail Apharta-1@mail.ru
8 (878)
2 29-91-61
369110, КЧР, а.ПСЫЖ, ул.Шоссейная,168

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о предстоящих новациях в сфере преподавания обсуждаемого предмета. Первая - тестовая часть на ЕГЭ по истории в следующем году не будет. Будет введено "историческое сочинение", что, как ожидают в ведомстве, это тоже повысит качество преподавания. Ведь не раз звучала критика (в том числе и от учителей) о том, что изучение истории превращается в зубрежку.

Уже в следующем году все задания ЕГЭ по истории будут соответствовать историко-культурному стандарту, на основе которого была написана "линейка" новых учебников. Но это еще не вся реформа госэкзаменов. Сейчас историю выпускники сдают по выбору, но впоследствии она может стать обязательным предметов. Для того, чтобы решить вопрос окончательно, будет создана специальная рабочая группа, доложил Кравцов.

ТЕЛЕФОН  ДОВЕРИЯ:

 

8-906-443-01-67

 

 

 

 

Рабочие программы по истории

Рабочая программа по истории в 5 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 6 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 7 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 8 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 9 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 10 классе [PDF]

Рабочая программа по истории в 11 классе [PDF]

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 а.Псыж имени А.М. Каблахова»

Абазинского района

 

 

      «Согласовано»

Руководитель кафедры

____________/Малхозова Ф.К./

                                       ФИО

 

Протокол №  __1___ от

«__25__»  августа  2015 г.

 

     «Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР  МКОУ «Гимназия №1 а.Псыж»

__________/Татаршаова Т.Б./

                             ФИО

«__28__» августа 2015 г.

   «Утверждаю»

Руководитель МКОУ

«Гимназия №1 а.Псыж»

_________/Куршева С.Х..

                              ФИО

 

«_28_» августа  2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по истории

11 класс

 

 

 

Количество часов в неделю – 2 ч.

Всего – 68 ч.

 

Планирование составлено на основе федерального базисного учебного плана Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева, 2010 г.,  федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий:   История «Россия и мир», 11 класс,  Москва «Дрофа», 2005 г

 Учебник: история  «Россия и мир»11 класс, Москва, 2005г

Автор:  О.В.Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А.Рогожкин

Издание: 2005 г.

Дидактические материалы по истории:   А.В.Игнатов, изд. дом «Новый  учебник» 2005г

 

2015- 2016 учебный год.

 

 

Рабочая программа по истории 11 класс 2015-2016 уч.год

 

Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 11 кл.

Курс истории рассчитан: история России – 34 часов; всеобщая – 34 часа.

Основная цель курса - формирование целостного представления исторического пути России ХХв.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи: 1. Анализировать исторические факты, ключевые события России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей мировой истории.

                 2. Сформировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, историческими картами и учебно-методическими пособиями.

                 3. способствовать формированию всесторонне развитой личности, высказывать личное отношение к событиям. Достижениям отечественной и мировой истории.

                4. Объяснят свое отношение к наиболее значимым событиям; исторически сложившихся норм социального поведения.

 

УМК:    О.В.Волобуев, В.А.Клоков  «Россия и мир»» 11 .класс

                Программа общеобразовательных учреждений под. Ред.  Богданова А.Л. Вяземского Е.Е.,

                Дополнительная литература: Щетинов Ю.А., дополнительная литература к учебнику Левандовский «Поурочные разработки»

                «Тематическое» планирование и методические рекомендации к учебнику О.В.Волобуев, В.А.Клоков  «Россия и мир»» 11 .класс

            Качество  результатов обученности отслеживается через тесты контрольные работы через систему работы (методика прогнозирования, разработанная и применяемая в школе)

 

Основные образовательные задачи

Главными задачами курса «Россия и мир. История XX века» являются

  1. •    систематизация и закрепление исторических знаний, получаемых учащимися;
  2. •    обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
  3. •    правильное представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
  4. •    формирование у старшеклассников исторического мышления, понимания причинно следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
  5. •   осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, верное восприятие ими ее цивилизационных характеристик; анализ взаимосвязи истории страны с мировой историей, понимание вклада России в мировую культуру;
  6. •   воспитание у школьников гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным  культурам;
  7. •   формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
  8. •   воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

 

 

.

 

Календарно – тематическое планирование по истории 11 класс. По учебнику О.В.Волобуева «Россия и мир»

№ Ур.

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

(форма и вид деят. Уч-ся, форма занятий)

Требования к подготовке уч-ся

Вид контроля. Измерители

Оборудование

Д\з

Дата проведения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1,2

Россия и мир в начале 20 века

Новые тенденции в развитии общества

2

Вводная лекция

модернизация, индустриальное общество, новый либерализм, экономическая депрессия, большевики, меньшивики, социаисты-революциолнеры

 

1894-1917

1903

1902

Фронтальный опрос , Дифференцированный тест с.37-38

Карта «Мир в начале XXв» .

 

CD № 8 урок 18

 §1  № 3, 4, 5

Выступления по «Николай II», «С.Ю. Витте»

С6-1

С7-3

 

 

 

Элементы содержания Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества в России. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

3,4

Первая российская революция

2

Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, раздаточным материалом

Революция, социальный антагонизм, апогей, экспроприация, Совет рабочих депутатов, «Булыгинская дума, эсеры, энесы, бойкот, кадеты, октябриты, черносотенцы, парламентаризм

1905-1907

17 октября 1905

А. Г. Булыгин; П. Н. Милюков; В. М. Чернов; А. В. Пешехонов; А. И. Гучков; А. И. Дубровин; С. А. Муромцев.

Письменная работа  с.53

 Карта «Революция 1905-1907гг.»

 

CD № 8 урок 21

§ 2-3

 

 

 

Элементы содержания Предпосылки, причины, этапы революции. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деяельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и цели партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума

*

5

Российское общество и реформы

1

Логические и проблемные задания  по теме

отруб; хутор; третьеиюньский политический режим; функционеры; «обратные переселенцы»; «Вехи». Третьеиюньский политический режим.

П. А. Столыпин;

С. Ю. Витте; В. И. Ленин; Н. А. Бердяев; П. Б. Струве;

Д. Г. Богров.

1906—1911гг. — аграрная реформа правительства во

главе с П. А. Столыпиным;

3 июня 1907 г. — роспуск II Государственной думы и

окончание первой российской революции.

Фронтальный опрос,

Карта

Россия в 1907-1914гг

 

Наглядное пособие  -  «Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 года»

CD № 8 урок 22

 

§ 4, 1,3

Выступление о П.А.Столыпине

 

 

 

Элементы содержания Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.

6

Россия в системе мирового рынка и международных союзов

1

Работа с учебником

производительность труда; гегемония; контрибуция; конвенция;аннексия.

1904—1905 гг.   — русско-японская война;

1893 г. — заключение франко-русского союза;

1912—1913 гг.  — Балканские войны; 1907 г. — заключение англо-русского соглаше-

ния, образование военно-политического англо-франко-русского союза (Антанта).

Вильгельм II.

Конспект

CD № 8 урок 19

§ 5 Конспект

 

 

 

Элементы содержания внутренние и внешние факторы экономического подъема — развитие сельского хозяйства успехи промышленности -» достижения экономического развития России -» показатели отставания от стран Запада положение России в мировой экономике и торговле - дальневосточная политика царского правительства -» русско-японская война — причины мирового конфликта -» Россия и Тройственный союз — англо-французское соглашение 1904 г. - англо-русское соглашение 1907 г.

7

Контрольная работа  

 

Работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

8,9

МИРОВАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ  

Первая мировая война

2

Систематизация  материала на основе разнообразных источников

новейшая история; «план Шлиф-фена»; мобилизация; Антанта; Тройственный союз; центральные державы; империалистический характер войны; позиционная война; Восточно-Прусская операция; инфляция; милитаризация экономики; Прогрессивный блок; сепаратный мир; «14 пунктов».

I августа 1914 г.-

II ноября 1918 г.    — Первая мировая война;

март 1918 г. — сепаратный Брестский мир правительства большевиков с Германией, поражение России и ее выход из мировой войны.

Г. Принцип; Франц Фердинанд; П. К. Ренненкампф; А. В. Самсонов; А. А. Бру­силов; В. Вильсон; П. Гинденбург; Э. Людендорф; Ф. Фош.

Письменная проверка Д\З

Тест

Карта  «Первая мировая война»

Наглядное пособие  -  «Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914—1917 гг.)»-9

 

Наглядное пособие «Первая мировая война»-10

CD № 8 урок 24

§ 6-7,№ 1-3  таблица с.53

 

С7-2

 

 

 

Элементы содержания Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 году. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915—1917 годов. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.

10,11, 12

Российская революция 1917 г.

3

Лекция, работа с учебником, работа с документами

российская революция 1917 года; Временное правительство; амнистия; Учредительное собрание; коалиционное правительство; «корниловщина»; парламентская демократия; диктатура пролетариата в форме Советов; политическая доктрина; рабочий контроль; саботаж; «классовые враги»; «враги народа»; «контрреволюционеры слева»; «мировая революция».

23 февраля 1917 г. — начало российской револю­ции;

2 марта 1917 г — отречение Николая II от престола;

24—25 октября 1917 г. — победа вооруженного восстания большевиков в Петрограде;

25—27 октября 1917 г. — II съезд Советов;

6 января 1918 г.— разгон Учредительного собрания большевиками.

Г. Е. Львов; Н. С. Чхеидзе; Николай II; П. Н. Милюков; А. Ф. Керенский; Л. Г. Корнилов; В. И. Ленин; Л. Б. Каменев; Г. Е. Зиновьев; Л. Д. Троцкий; Я. М. Свердлов.

Конспект по вопросам

Тест с.110

Наглядное пособие  -  «Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале — октябре 1917 года»

 

CD № 8 урок 25, 26

§ 8-9, таблица с.104

Выступление о Бретском мире и его последствиях для России

 

С7-1

С6-2

 

 

 

Элементы содержания События февраля—марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. «Послефевральский» политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Поход Л. Г. Корнилова на столицу, «корниловщина». Большевизация Советов.

13,14

Гражданская война в России

2

 

Брестский мир; Комитет членов Учредительного собрания (Комуч); «демократический» период Гражданской войны; заградительные отряды; однопартийная система; сепаратизм; «красные»; «белые»; «зеленые»; «военный коммунизм».

1917 — 1922— Гражданская война в России;

весна—осень 1918 г. — «демократический» период Гражданской войны;

осень 1918 — 1922 гг. — период военного противобор­ства «красных» и «белых».

А. Г. Железняков; Л. Д. Троцкий; В. И. Ленин; А. В. Колчак; А. И. Деникин; С. В. Петлюра; П. Н. Врангель.

Тест с. 129

Наглядное пособие  -  «Высшие органы власти и управления РСФСР

в 1918—1922 годах»

 

 

CD № 8 урок 27

§10-11 № 2, 5

Сочинение –эссе о роли личности в событиях Гражданской войны

 

 

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

От Российской республики Советов к СССР

1

Составление тезисного плана

федеративное государство; право наций на самоопределение; план «автономизации»; унитарное государство.

30 декабря 1922 г.  — образование СССР;

январь 1924 г. — II Всесоюзный съезд Советов, утверждение Конституции СССР.

В. К. Винниченко; М. И. Калинин; И. В. Сталин; В. И. Ленин.

Фронтальный опрос

Наглядное пособие  -  «Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922—1936 годах»

CD № 8 урок 33

§ 12 № 1

 

 

 

 

 

Элементы содержания Временное правительство и национальный вопрос — национальная программа большевиков — идея мировой революции и национальный вопрос — принципы создания Российской Федерации - советская власть и национальные правительства — установление со­ветской власти в Закавказье — национально-государствен­ные образования на территории бывшей Российской империи -этапы создания СССР — предпосылки объединения советских республик — два подхода к объединению — один результат.

16

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе

1

Работа с учебником

политика изоляционизма; Лига Наций; репарации; III Коммунистический Интернационал (Коминтерн); Социалистический Интернационал (Социнтерн).

1919г.  Версальский мирный договор;

— образование Лиги Наций;

— создание Коминтерна;

— Веймарская республика в Германии;

— образование и поражение Венгерской советской республики.

 Ж. Клемансо; Д. Ллойд Джордж; В. Вильсон; В. Орландо; Ф. Эберт; К. Либкнехт; Р. Люксембург; М. Хорти; Э. Тельман.

 

Конспект

Карта «Европа после первой мировой войны(1918-1923г.)»

 

CD № 8 урок 30

§13

 

 

 

 

 

 

Элементы содержания последствия Первой мировой вой-iiu — Парижская мирная конференция — цели держав-по­бедительниц - Версальский договор с Германией - Советская Россия и Антанта — Коминтерн — Социнтерн — революция в Германии -» Веймарская республика - революция в Венгрии — неудачное восстание рабочих в Гамбурге - новые государства на карте Европы - национальные противоречия в послевоенной Европе

17

Контрольная работа № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

18

МИР В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Мировой экономический кризис

1

Заполнение таблицы по учебнику

Великая депрессия; экономический либерализм; массовое производство; финансовая «пирамида»; «Новый курс»; США; девальвация; дефицит бюджета; золотой стандарт валюты; Народный фронт.

1929—1933 гг.   — мировой экономический кризис, Ве­ликая депрессия;

 

1934 г.— попытка фашистского переворота во

Франции.

 Г. Форд; Г. Гувер; Ф. Д. Рузвельт; Дж. Р. Макдональд; Л. Блюм.

Самостоятельная работа

Карта «Европа после первой мировой войны(1918-1923г.)»

§14

Выступление о  тоталитарном режиме в Германии, Италии

 

 

 

Элементы содержания послевоенная стабилизация — но-иый этап научно-технических достижений — финансовые «пирамиды» — принципы экономического либерализма — мировой экономический кризис 1929 г. — глубина и мас­штаб кризиса — особенности Великой депрессии — неудачные попытки борьбы с кризисом методами экономического либерализма — сущность «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта — мероприятия, проводившиеся в рамках «Нового курса» — итоги политики «Нового курса» — меры, предпринятые правительством Великобритании — мероприятия Народно­го фронта во Франции.

19

Тоталитарный режим в Европе

1

семинар

Тоталитарный режим; тоталитаризм; фашизм; оппозиционные партии; автаркии; расизм; антисемитизм; реванш; нацизм; пропаганда; политика; «ариизации» экономики; авторитарный режим.

1922 г.   — приход фашистов к власти в Италии;

1933 г. — приход фашистов (нацистов) к власти в Германии.

152

 О. Шпенглер; Б. Муссолини; Ф. Франко; А. Гитлер; Й. Геббельс; Ю. Пилсудский.

 

Выступления учащихся

Карта «Европа после первой мировой войны(1918-1923г.)»

самостоятельное изучение  §16

 

 

 

Элементы содержания кризис традиционных и либераль­ных ценностей европейцев -• коммунистическая альтернатива - антидемократическая альтернатива — сущность тоталитаризма и его черты - причины прихода к власти фашистов - мероприятия фашистского правительства Б. Муссолини причины прихода к власти нацистов - программа НСДАП - первые мероприятия нацистов -экономическая политика национал-социалистов -социальная политика нацистов — идеология нацизма -установление диктатур в странах Европы.

20

Социалистический  эксперимент в СССР

Советская страна в годы НЭПа

1

Беседа по вопросам, задания с элеметами самостоятельной работы с текстом учебника

«новая экономическая политика»; продналог; хозрасчет; «нэповские метаморфозы»; «ножни­цы цен»; кооперация; «культурная революция»; советская интеллигенция.

1921 г. — введение НЭПа наХсъезде РКП(б).

: В. И. Ленин; патриарх Тихон; И. В. Сталин; Л. Д. Троцкий; Л. Б. Каменев; Г. Е. Зиновьев; Н. И. Бухарин; В. М. Молотов; К. Е. Воро­шилов; В. В. Куйбышев.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

CD № 8 урок 31

§17

№ 1,3,4

 

 

 

Элементы содержания место Советской России в мировой истории причины перехода к НЭПу -» сущность НЭПа — мероприятия НЭПа — особенности НЭПа -» результаты и противоречия НЭПа ликвидация неграмотности -» создание «советской интеллигенции» - советский быт -» со­держание внутрипартийной борьбы за власть — конфликт «Сталин — Троцкий» — причины победы Сталина в борьбе за власть конфликт «Сталин — Каменев, Зиновьев».

21,22

Пути большевитской модернизации в СССР

2

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

милитаризация экономики; социалистическая модернизация; индустриализация; коллективизация сельского хозяйства; хлебозаготовительный кризис; денежная эмиссия; «сплошная коллективизация»; раскулачивание; командно-административная система; «новое крепостное право»; ментальность; советская экономическая модель; советская модель тоталитарного режима.

1929 г. — отказ от НЭПа, начало форсированной инду­стриализации и коллективизации сельского хо­зяйства в СССР;

1936 г.   — «сталинская» Конституция;

1937 г.   — пик массовых репрессий в СССР.

В. Сталин; А. И. Рыков; М. П. Томский; С. М. Киров; А. Г. Стаханов; П. Н. Ангелина.

 

Задания на умения анализировать

Наглядное пособие  -  «Борьба за власть в руководстве большевистской партии в 20-е годы XX века»

 

CD № 8 урок 34

§18-19,

 

С7-8

 

 

 

 

Элементы содержания теоретические предпосылки модернизации - практические предпосылки модернизации - особенности модернизации 1920—30-х гг. в СССР — мероприятия социалистической модернизации - влияние единовластия И. В. Сталина на методы и темпы модерни­зации - источники социалистической модернизации - коллективизация сельского хозяйства - тезис Сталина об обострении классовой борьбы и его последствия -» сущность командно-административной системы — экономика хронического дефицита -» успехи форсированной индустриализации — кризис сельского хозяйства -ликвидация «правого уклона» в партии - культ вождя -» оценка деятельности И. В. Сталина в период социалистической модернизации - новая ментальность советского народа - марксизм-ленинизм — новая религия -* массовые общественные организации - эффективность коммунистической пропаганды - Конституция СССР 1936 года - советская бюрократия - классовый тоталитаризм в СССР.

23,24

СССР в системе международных отношений

2

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

план Дауэса; Рейнский гарантиро­ванный пакт; демилитаризованная зона; ратификация; пакт Бриана — Келлога; плебисцит; Антикоминтерновский пакт; «ось Берлин — Рим — Токио»; аншлюс; политика «умиротворения агрессора».

1922 г. — Генуэзская конференция;

1928 — заключение пакта Бриана — Кел-лога;

1936 г. — оформление военного блока —«Антикоминтерновский пакт» Гер­мании, Италии и Японии; 1938 г.— военный конфликт между СССР иЯпонией в районе озера Хасан;

1938 г.— аншлюс Австрии Германией  и

Мюнхенское соглашение;

1939 г— военный конфликт между СССР и Яонией у реки Халхин-Гол (Монголия);

23 августа 1939 г.— пакт Молотова-Риббентропа.

Г. В. Чичерин; Ч. Да-уэс; Чан Кайши; Пу И; Г. К. Жуков; А. Гитлер; Ф. Франко; В. М. Молотов; И. Риббентроп.

Фронтальный опрос.

Карта «Европа с 1924 по 1939г».

 

CD № 8 урок 27

§20-21, №1,2,5

 

 

 

Элементы содержания внешняя изоляция Советской Рос­сии -* внешнеполитические задачи большевиков — цели и результаты Генуэзской конференции -* Рапалльский дого­вор Советской России и Германии -* экономическое и во­енно-техническое сотрудничество СССР и Германии — план Дауэса — Локарнская конференция — полоса призна­ния Советской России -» взаимосвязь внутренней и внеш­ней политики СССР -* пакт Бриана — Келлога — советско-китайский конфликт 1929 года — агрессия Японии в Китае -* военная помощь СССР Китаю  советско-японские во­оруженные конфликты у озера Хасан и реки Халхин-Гол — Коминтерн и раскол рабочего движения в Европе - воз­рождение военной мощи Германии — опасность для СССР кризиса Версальско-Вашингтонской системы -* политика советского руководства по укреплению безопасности в Ев­ропе - франко-советский договор 1938 года -гражданская война в Испании и ослабление позиций СССР и Коминтерна -* Антикоминтерновский пакт — оформление

198

агрессивного блока -* политика Англии и Франции по «умиротворению» агрессора — провал переговоров между Англией, Францией и СССР -* пакт Молотова — Риббент­ропа и его оценка.

25

Контрольная   работа № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Вторая        мировая              война

 

Агрессия гитлеровской Германии

1

Лекция

Стратегическая инициатива; сателлиты; государства-агрессоры; молниеносная война; «странная война»; «битва за Англию»; этнос; линия Керзона.

1 сентября 1939 г. — нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны;

17 сентября 1939 г. — включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии;

1940 г — капитуляция Франции.

А.-Ф. Петен; У. Черчилль.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Наглядное пособие   - «Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг»

 

 

CD № 8 урок 37

§22, №1,2

 

 

 

Элементы содержания определить причины Второй мировой войны, ее харак­тер, условия, в которых она началась;

Периодизация Второй мировой войны, критерии, которые положены в ее основу; различные подходы в этом вопросе в современной исторической науке;

ход военных действий в начальный период Второй мировой войны в Европе и Северной Африке;

причины военных успехов фашистской Германии в реализации стратегии «блицкрига» в ходе агрессии в Европе.

27

СССР  накануне Великой  Отечественной войны

1

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и картой

геополитические интересы; «ли­ния Маннергейма»; «зимняя» война.

28 сентября 1939 гдоговор о дружбе и

границах СССР и Герма­нии;

ноябрь 1939 — 2 марта 1940 гг. — советско-финляндская

(«зимняя») война, включение в состав СССР Карелии;

август 1940 г —  включение  в состав

СССР Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Се­верной Буковины.

: К. Г. Маннергейм; С. К. Тимошенко.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Карта «Великая Отечественная война(1941-1945гг.)»

 

 

§23 № 2

 

 

 

Элементы содержания ошибки в подготовке страны к войне -меры советского руководства по переводу экономики и общества в режим военного времени - последствия массовых репрессий для обороноспособности СССР - «зим­няя» война  «добровольное» вхождение в СССР Эстонии, Латвии и Литвы  возвращение Бессарабии - последствия территориального расширения СССР для военно-стратегического положения страны.

28

Начало Великой Отечественной войны

1

Комбинированный урок

Конспект

план «Барбаросса»; план «Ост»; Совет по эвакуации; Ставка Верховного Главнокомандова­ния; операция «Тайфун»; штрафные батальоны; оборонительный период Великой Отечественной войны; Атлантическая хартия; Антигитлеровская коалиция; ленд-лиз.

22 июня 1941 г.—  нападение  гитлеров-

ской Германии и ее союзников (Финляндия, Румыния, Венгрия, Италия) на СССР, начало Великой Отечественной войны;

июль 1941 г — подписание соглаше-

ния о военном союзе СССР и Великобритании;

август 1941 г.— подписание Атланти-

ческой хартии;

30 сентября — декабрь 1941 г. — битва за Москву;

декабрь 1941 —апрель 1942г. — контрнаступление советских войск под Моск­вой;

7 декабря 1941 г. — атака Японией американской военно-морской базы Пёрл-Харбор, вступление США и Японии во Вторую мировую войну;

1 января 1942 г— подписание Декларации Объединенных Наций, завершение создания Антигитлеровской коалиции;

лето—осень 1942 г— наступательная операция Германии на юге СССР и бои за Сталинград.

Г. К. Жуков; К. К. Рокоссовский; А. И. Еременко; В. И. Чуйков; М. С. Шумилов; Э. Роммель.

Самостоятельная работа

 

Карта «Великая Отечественная война(1941-1945гг.)»

 

Карта «Наступление на Москву»

 

 

Наглядное пособие  -  «Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.»)

 

 

 

 

CD № 8 урок 38

 

 

§24

Развернутый ответ «Роль Советского Союза во втором периоде войны»

 

 

 

Элементы содержания план «Барбаросса» — начало герман­ского «блицкрига» против СССР - фактор «вождя» в начале Великой Отечественной войны - мобилизация - Совет по эвакуации - крах операции «Тайфун» — контрнаступление Красной Армии под Москвой - провал других зимних и ве­сенних наступательных операций Красной Армии планы Германии в летней кампании 1942 г. - стратегические про­счеты советского командования и провал харьковской на­ступательной операции — приказ № 227 бои за Сталин­град - неудачи итало-германских войск в Северной Африке — вступление Японии и США в мировую войну - советско-британское сотрудничество  Атлантическая хартия -завершение создания Антигитлеровской коалиции.

29

30

Коренной перелом

1

Комбинированный урок

 

коренной перелом; операция Уран»; операция «Цитадель»; преднамеренная оборона; •большая тройка»; второй фронт; «Большая земля»; парти-i.ii it кос движение.

июнь 1942 г— победа американского флота над японскими авианосными соединениями у атолла Мидуэй;

октябрь—ноябрь1942 г — сражение у Эль-Аламейна в Се- верной Африке

19 ноября 1942 г. контрнаступление  советских войск под Сталинградом;

2 февраля 1943 г.

май 1943 г— капитуляция итало-германских войск в Тунисе;

5 июля — 23 августа 1943 г.

— Курская битва;

28 ноября — 1 дека- — Тегеранская конференция, бря 1943 г.

Н. Ф. Ватутин; Р. Я. Малиновский; А. М. Василевский; П. А. Ротмистров; Л. Б. Монтгомери; А. А. Власов; П. К. Пономаренко; С. А. Ковпак; А. Ф. Федоров.

Индивидуальный опрос

Карта «Великая Отечественная война(1941-1945гг.)»

 

Карта  «Сталинградская битва»,

«Курская битва»

 

 

CD № 8 урок 39

 

§25

Подготовить выступления учащихся по темам следующей темы

 

 

 

Элементы содержания контрнаступление советских войск под Сталинградом - операция «Цитадель» преднамеренные оборонительные действия советских войск - танковое сражение под Прохоровкой — коренной перелом - победа англичан в Северной Африке -» переход Италии на сторону Антигитлеровской коалиции — победа США на море — Тегеранская конференция - трансформация сталинского режима  превосходство военной промышлен­ности СССР - массовый труд женщин и детей в советской промышленности и сельском хозяйстве -восстановление патриаршества - черты сталинского режима - партизан­ское движение - оккупационная политика Германии на советских территориях - власовцы - методы партизан­ской борьбы.

31

Победа антигитлеровской коалиции

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

1

операция «Багратион»; операция Оверлорд»; «линия Зигфрида»; движение Сопротивления; движение «Свободная Франция»; сверхдержава; деколонизация; Организация Объединенных Наций.

1944 г.— крупнейшие наступательные операции Красной Армии, освобождение территории СССР и начало освобождения Европы от фашизма; •

июня 1944г.— высадка англо-американских войск в Нормандии (Северная Франция), открытие второго фронта;

февраль 1945 г.— Крымская (Ялтинская) конференция «большой тройки»; 8-9 мая 1945 г— капитуляция Германии, завершение Великой Отечественной войны;

 8 августа 1945 г. — советское правительство объявило войну Японии;

6 и 9 августа 1945 г. — атомные бомбардировки США

Хиросимы и Нагасаки;

'2 сентября 1945 г.  — капитуляция Японии, завершениеВторой мировой.

Выступления уч-ся

Карта «Великая Отечественная война(1941-1945гг.)»

 

CD № 8 урок 41

 

 

§26

 

 

 

Наступательные операции Красной Армии и союзников в Европе в 1944 году. Конференции лидеров Антигитлеровской коалиции. Завершение войны в Европе. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги Второй мировой войны.

 И. С. Конев; Д. Эйзенхауер И. Б. Тито; Ш.деГолль; Г.Трумэн

32

Самостоятельная работа                                                                                                                                                           

33

Контрольная работа

34

 

Начало противостояния

 

 

 

 

 

Комбинированный урок

 

1

биполярный мир; «холодная война»; Восток и Запад; политико-экономическая экспансия; «экспорт коммунизма»; гонка вооружений; план Маршалла; Организация Североатлантического договора (НАТО); консенсус; Организация Варшавского Договора (ОВД); просоветский режим; ядерное противостояние; удар воз­мездия; геополитическое положение; региональное сопер­ничество; «третий мир»; демаркационная линия.

1946 г— речь У. Черчилля в Фултоне с призывом объединить усилия США и Великобритании в борьбе против СССР; 1949 г. — формирование Совета экономическойвзаимопомощи (СЭВ), образование Организации Североатлантического договора (НАТО); 1950—1953 гг. — Корейская война; 1955 г.    — создание Организации Варшавскогодоговора (ОВД);

 1957 г.

 — запуск СССР первого искусственного

спутника Земли.

Индивидуальный опрос

Наглядное пособие   - «Холодная война». Создание военно-политических  блоков. 1946 — конец 80-х — начало 90-х годов»

 

CD № 8 урок 42

 

 

§26, №3,4,5,

 

 

 

 

Суть «холодной войны» -» внешнеполитические цели США и СССР -» направления «холодной войны» -* план Маршалла и его последствия для Европы -» Берлинский кризис 1948—1949 гг. и раскол Германии - образование НАТО - создание ядерного оружия и СССР - план «Дрогнхют» — рост военной мощи СССР — геополитическое положение США — геополитическое положение СССР - Корейская война 1950—1953 годов.

Г. Трумэн; И. В. Курчатов; А. Д. Сахаров; Ким Ир Сен; Д. Макартур.

35

 

Мир на гране  ядерной войны

 

Урок лекция

1

Берлинский кризис; Карибский изис; межконтинентальные баллистические ракеты; дерный фактор» сдерживания; эскалация вооруженного ифликта; «окно уязвимости» обороны; принцип нерас-остранения ядерного оружия; развивающиеся страны; раны «социалистической ориентации»; региональные пфликты; «вьетнамский синдром».

1961  г.              — Берлинский кризис;

1962 г.              — Карибский кризис;

1963 г.              — договор о запрещении испытаний ядер-

ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой между СССР и США;

1968 г.              — договор СССР, США и Великобрита-

нии о нераспространении ядерного ору­жия;

1964—1973 гг. — Вьетнамская война.

Письменная фронтальная работа

Наглядное пособие   - «Становление Европейского союза»

 

 

CD № 8 урок 45

 

§28,№ 3

Выступление о Хрущеве

 

 

 

 

Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев; Д. Эйзенхауэр; Ф. Кастро; Дж. Кеннеди Р. Никсон.

Причины нормализации отношений СССР с Западом «мирное наступление» СССР - препятствия для нормализации отношений между сверхдержава-i ми -* Берлинский кризис 1961 года Карибский кризис выбор «социалистической ориентации» странами «третьего мира» -» геополитические интересы США и СССР -» интересы развивающихся стран -* Вьетнамская война.

36

 

От разрядки к новому противостоянию

 

Комбинированный урок

 

1

Разрядка международной напряженности; мировая социалистическая система; политика «сдерживания коммунизма»; «социалистический лагерь»; паритет стратегических вооружений; система противоракетной обороны; «евроракетный» кризис; моджахеды; «афганский синдром»; «железный занавес»; «социалистический» образ жизни; идеологическая борьба.

май 1972 г. — Договор об ограничении страте-

гических вооружений (ОСВ-1), договор об ограничении систем про­тиворакетной обороны (ПРО);

август 1975 г— Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе в Хельсинки;

1979—1983 гг— «евроракетный» кризис;

декабрь 1979 г.— вступление войск СССР в Афганистан;

июль—август 1980 г. — Олимпийские игры в Москве. Л. И. Брежнев; Р. Никсон; Дж. Картер.

Индивидуальный опрос

CD № 8 урок 47

 

§29№ 1,4

 

 

 

 

Причины и сущность «разрядки» - достижения «разрядки» в области ракетно-ядерных воору­жений - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) - «евроракетный» кризис» вступление войск СССР в Афганистан — «Афганский» синдром -» идеологическая борьба.

37

 

СССР: от Сталина к началу десталинизации

 

 

Комбинированный урок

 

1

Идеологические кампании; космо­политизм; десталинизация; реабилитация; депортация; «оттепель»; территориальная организация хозяйственной жизни; субъективизм; волюнтаризм.

март 1953 г.— смерть И. В. Сталина;

сентябрь 1953 — октябрь 1964 гг. — период, когда страной руководил  Н. С. Хрущев;

25 февраля 1956 г. — доклад Н. С. Хрущева на XX съезде

КПСС о культе личности Сталина;

1961г.—  XXII  съезд  КПСС,   программа  строительства коммунизма в СССР; 12 апреля 1961 г.    — полет Ю. А. Гагарина в космос; 1962 г— подавление выступления рабочих   в Новочеркасске.

И. В.   Сталин; А.   И.  Солженицын;   Н.  Д.  Яковлев;  А.  А.  Новиков; II. А. Вознесенский; Н. Н. Родионов; Г. М. Маленков; II. С. Хрущев; Л. П. Берия; Н. А. Булганин; Ю. А. Гагарин.

Самостоятельная работа

CD № 8 урок 44

 

§30, 4 задание №1

 

 

 

СССР после войны — причины быстрого восстановления экономики -» уровень жизни населения —• послевоенные надежды советских людей - новый виток сталинских репрессий -» борьба за власть после смерти И. В. Сталина -» основные направления и черты реформ - XX съезд КПСС -» программа строительства коммунизма - достижения реформ — «оттепель» выступле­ние  рабочих  в  Новочеркасске  -»   продовольственные трудности и их причины -» отставка Н. С. Хрущева.

38

 

Кризис развитого социализма

 

 

 

 

Комбинированный урок

 

1

советская партийно-государствен­ная номенклатура; диктатура номенклатуры; совнархозы; бюрократизация экономической жизни; научно-техничес­кая революция (НТР); компьютеризация; военно-промыш­ленный комплекс; нефтедоллары; «развитой социализм»; догматизированная идеология; диссидентство; идея конвер­генции двух общественно-политических систем; постиндус­триальное общество; «черный рынок»; демагогия; коррупция; «эпоха застоя».

вторая половина

1960-х гг. — экономическая реформа А. Н. Косыгина;

1977 г.— принятие новой Конституции СССР;

 ноябрь 1982 г— смерть Л. И. Брежнева;

 генеральным секретарем ЦК КПСС избран Ю. В. Андро­пов.

 

Фронтальный опрос

Наглядное пособие  -  «Органы государственной власти и управления СССР

по Конституции 1977 года»

 

CD № 8 урок 48

 

§31, составьте возможную программу диссидентов

 

 

 

Смена ориентиров внутренней по­литики -» сущность номенклатуры -* «диктатура номенк­латуры» -* ближайшее окружение Л. И. Брежнева -» сущность экономической реформы А. Н. Косыгина, при­чины неудачи -» экономическое отставание СССР от Запа­да -* сырье и ВПК — основа экономики СССР -• проблемы аграрного сектора -» концепция «развитого социализма» -» реальность «развитого социализма» демократическая идеология -» начало правозащитного движения — А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын за что боролись диссиденты?

Л.  И.  Брежнев; Ю. В. Андропов; А. А. Громыко; М. А. Суслов; Д. Ф. Усти­нов; К. У. Черненко; А. Н. Косыгин; А. А. Галич; В. С. Вы­соцкий; А. Д. Синявский; Ю. М. Даниэль; А. Д. Сахаров; А. И. Солженицын.

39

 

Социализм в Восточной Европе

 

 

 

Самостоятельная работа

1

югославская модель социализма; «Пражская весна»; либерализация общественной жизни; «доктрина Брежнева».

1953 г.  — восстание в ГДР против просоветского режима;

1956 г.— кризис в Польше, подавление советскими войсками восстания в Венгрии;

1968 г. — «Пражская весна», ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В. Ульбрихт; В. Го­мулка; И. Надь; Я. Кадар; А. Дубчек.

 

Самостоятельная работа

 

§32, задание к параграфу

 

 

 

факторы, способствовавшие прихо­ду к власти коммунистов — противоречия развития стран j Восточной Европы — образование ФРГ и ГДР — кризисы в Восточной Германии — влияние XX съезда КПСС на стра­ны Восточной Европы выступления рабочих в Польше -* антикоммунистическое восстание в Венгрии - «оттепель» в Восточной Европе -* либерализация в Чехословакии - ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию -+ «доктрина Брежнева».

40

Самостоятельная работа

41

Контрольная работа

42

 

Общественно-политическое развитие Запада

 

 

Лекция

1

этнорасовые отношения; расовая сегрегация; программа «Новых рубежей» Дж. Кеннеди; дискриминация; концепция демократического социализ­ма; «государство благосостояния»; дефицитное финанси­рование; стандарт жизни; «новые бедные».

1957 г. — отмена в США расовой сегрегации в образо­вании;

1963 г.   — убийство президента США Дж. Кеннеди.

Г. Трумэн; Ф. Д. Руз­вельт; Д. Эйзенхауэр; Дж. Кеннеди; Л. Джонсон; К. Адена­уэр; Дж. Кейнс; Ш. де Голль; Л. Эрхард; В. Брандт; Г. Шмидт.

Индивидуальный опрос

 

§33,таблица

 

 

 

 

Факторы превращения США в сверхдержаву — этнорасовые проблемы — борьба с бедное-i ью — левые партии после войны — концепция демократи­ческого социализма — консерваторы после войны -* усиле­ние роли государства в европейских странах — идеи Дж. Кейнса — источники «благосостояния» — «государство благосостояния» во Франции — ФРГ — феникс, возродив­шийся из пепла — социальная гармония и материальное процветание — истоки кризиса «государства благосостояния».

43

 

 

Научно-техническая революция и общества в 70-80-х годах

 

 

 

Работа с учебником

1

научно-техническая революция; энергетический и сырьевой кризис; стандартизация; «об­щество потребления»; глобальная экологическая катастрофа; «новые наемные рабочие»; «новые левые»; левацкая идеология; движение «зеленых»; эмбарго; социальное иж­дивенчество; неоконсерватизм; монетаристская политика.

май 1968 г. — массовые выступления молодежи в Пари­же;

1973 г.— энергетический и сырьевой кризис на Западе.

М. Л. Кинг; Р. Никсон; М. Тэтчер; Дж. Картер; Р. Рейган; Г. Коль.

Задания в тетрадях

 

§34, подготовить выступления по следующему параграфу

 

 

 

Новый этап НТР -> сущность НТР -» «Общество потребления» -+ роль интеллектуального тру­да -» роль образования в условиях НТР -» НТР и экологи­ческие проблемы -* безработица -* «Новые наемные рабо­чие» -» НТР и угроза личной свободы -» разочарованное поколение — от «благосостояния» к бунтам и террору - движения протеста в США -* движение «зеленых» -* энер­гетический кризис 1973 года -* кризис «государства благо­состояния» -* политика неоконсерватизма -* от индустри­ального общества к постиндустриальному.

44, 45

 

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

2

Развивающиеся страны; Движение неприсоединения; религиозный экстремизм; догматы кон­фуцианства; синтоизм; «новые индустриальные страны»;вторитарный режим; вестернизация; исламская револю­ция; политика «большого скачка» и «культурной револю­ции» в Китае; модель «казарменного социализма»; «третий путь» развития; национальный социализм; «доктрина Мо­нро»; «банановая республика»; политика импортозамеще-ния.

1947 г.

— образование независимых государств — Индия и Пакистан

1949 г.

— образование КНР;

1959 г.

— победа революции на Кубе и начало строи-

 

тельства социализма;

1973 г.

— военный переворот генерала А. Пиночета в

 

Чили;

1979 г.

— исламская революция в Иране.

: К. Эттли; М. Ганди; Дж. Неру; И. Ганди; Р. Ганди; М. Р. Пехлеви; Р. Хомейни; Мао Цзэдун; Дэн Сяопин; М. Каддафи; X. Мубарак; Г. А. Насер; А. Садат; Ф. Кастро; С. Альенде; Д. Ортега; А. Пиночет.

Выступления учащихся

 

§35-36

 

 

 

 

Ликвидация колониальной зависимости. Прозападная модернизация в Южной Азии. I, Япония и «новые индустриальные страны».Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Идеи социализма в «третьем мире». Особенности Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX века.

46,47,48

 

СССР в годы перестройки

 

 

 

 

 

Лекция

3

Основные понятия: «ускорение» социально-экономи­ческого развития; «перестройка»; «отложенный» спрос на­селения; гласность; социализм «с человеческим лицом»; политический плюрализм; политика «нового мышления»; общечеловеческие ценности; «парад суверенитетов»; рефе­рендум; Государственный комитет по чрезвычайному по­ложению (ГКЧП); конфедерация; Содружество Независи­мых Государств (СНГ).

1985— 1991 гг.  — период «перестройки» в СССР;

1987 г. —договор СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия;

1989 г. — Съезд народных депутатов СССР,

вывод советских войск из Афганистана;

1990—1991 гг. — роспуск Варшавского Договора,

прекращение «холодной войны»; 1991 г. — противостояние ГКЧП и Белого

дома,  прекращение деятельности КПСС; 7—8 декабря 1991 г. —   прекращение   существования СССР, образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Индивидуальный опрос

Наглядное пособие  -  Органы государственной власти и управления Российской Федерации по состоянию на 2006 год

 

 

CD № 8 урок 50

 

§ 37-38, рассказ-эссе о перестройке

 

 

 

 

Экономические преобразования периода «перестройки». Гласность и эволюция государственного строя.. «Новое мышление» и окончание «холодной войны».. Кризис власти — два президента..  Август 1991 года: революционный поворот истории.. Распад СССР и создание СНГ. М. С. Горбачев; Л. Д. Сахаров; А. Н. Рыбаков; В. С. Гроссман; А. И. Солже­ницын; Б. Н. Ельцин; Г. X. Попов; Р. Рейган; Дж. Буш-Старший; Г. И. Янаев; В. С. Павлов; Р. И. Хасбулатов; Л. \\. Руцкой; Л. М. Кравчук; С. С. Шушкевич.

49,50

 

Становление новой России

 


Работа с учебником

2

«шоковая терапия»; либерализа­ция цен («свобода цен»); ваучерная приватизация; прези- ' дентская и парламентская республики; мажоритарная сис­тема выборов; пропорциональная система выборов; партия вождистского типа; электорат.

2января 1992г.— начало проведения в России ради-] кальных экономических реформ, «шо- ! ковая терапия»;

октябрь 1993 г. — вооруженное столкновение в Москве 3 в ходе политического кризиса.

 Б. Н. Ельцин; Г. А. Яв-линский; Е. Т. Гайдар; В. С. Черномырдин; А. В. Руцкой; ] Г. А. Зюганов; В. В. Жириновский.

Самостоятельная работа

CD № 8 урок 52

 

§ 40 № 4Р

 

 

 

 

курс на радикальное реформирова-1 ние общества -» «шоковая терапия» 1992 года -* первые результаты реформ 1992 года -* радикально-реформаторский ] и эволюционный подходы к преобразованиям в России -»Г конфликт двух ветвей власти — конфликт подходов к про-! ведению реформ — президентская или парламентская pec-1 публика? — конфликт Кремль— Белый дом — вооружен­ные столкновения в Москве в октябре 1993 года — победа исполнительной власти -» правая часть политического спе­ктра накануне выборов 12 декабря 1993 года — левые и их предвыборные программы мажоритарная и пропорцио­нальная системы выборов в России - итоги выборов 12 декабря 1993 года.

50,51,52

 

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике

 

 

Лекция

3

«галопирующая» инфляция; Феде­ральное Собрание; этнополитический конфликт; «этниче­ская война»; маргинальные группы; «вертикаль» власти; бездефицитный бюджет; дефолт; право вето; гиперинфля­ция; криминализация промышленности и торговли; этно-кратические тенденции.

1992 г. — подписание республиками Россий-

ской Федерации Федеративного дого­вора; 12 декабря 1993 г. — принятие на референдуме Консти­туции Российской Федерации; 1994 г.  — операция российских войск по на-

ведению «конституционного поряд­ка» в Чечне; август 1998 г.        — финансовый кризис в России; август 1999 г.        — антитеррористическая операция

российских войск в Чечне.

А. И. Лебедь; С. В. Ки­риенко; Е. М. Примаков; С. В. Степашин; В. В. Путин; М.   М.   Касьянов;   Ю.   М.  Лужков;   И.   М.  Хакамада; Б. Е. Немцов; Д. Дудаев; А. Масхадов.

Фронтальный опрос

 

 

Тестовая работа

CD № 8 урок 53

 

§ 41, 42

 

 

Особенности принятия Конститу­ции РФ 1993 года - характер государственного строя России -* президентская республика -» итоги деятельности правительства за 1992—1998 годы — новые экономические проблемы -» этнополитические конфликты на постсовет­ском пространстве — самопровозглашенная республика Ичкерия — сепаратизм в Татарстане — Федеративный дого­вор 1992 года и его значение — «этническая война» в Закав­казье -* наведение «конституционного порядка» в Чечне и российско-чеченские соглашения в Хасавюрте — выборы в Государственную Думу 1995 года — первые выборы президента Российской Федерации -» кризис августа 1998 года -» правительственный кризис -» резкая дифференциация рос­сийского общества: «новые русские» и маргинальные груп­пы -* идеологическая поляризация общества -* отрицатель­ные и положительные последствия кризиса 1998 года -* аптитеррористическая операция 1999 года -* результаты вы­боров в Государственную Думу 1999 года -* президентские выборы 2000 года -* проблемы, стоявшие перед Российской Федерацией в 2000 году - итоги правления В. В. Путина и правительства РФ за 2000—2002 годы.

53, 54

 

Российская культура «Серебряного века»

 

 

Работа с учебником

2

«серебряный век» русской культу синтез; «Русские сезоны»; антрепренёр; •»Мир искусства»; модерн; декадентство; символизм; футуризм акмеизм; абстракционистское направление в изобразительном искусстве; супрематизм.Литература — А. А. Блок; А. Белый; В. Я. Брюсов; Н. С. Гумилев; А. А. Ахматова; В. В. Маяковский; А. П. Че­хов; И. А. Бунин; М. Горький

Музыка — А. К. Глазунов; С. В. Рахманинов; А. Н. Скря­бин; Ф. И. Шаляпин

Театральное искусство —К. С. Станиславский; В. Э. Мей­ерхольд; М. Н. Ермолова; В. Ф. Комиссаржевская; С. П. Дя­гилев

Изобразительное искусство — Л. С. Бакст; А. Н. Бенуа; Б. М. Кустодиев; Е. Е. Лансере; К. А. Сомов; В. А. Серов; К. С.  Петров-Водкин;  Н.  К.  Рерих; М.  В.  Нестеров; К. С. Малевич; В. В. Кандинский Архитектура — Ф. И. Шехтель.

Самостоятельная работа

АП «Серебряный век»-живопись

 

 

 

CD № 8 урок 22

 

-

 

 

 

 

 причины духовного кризиса рус­ской интеллигенции в начале XX века -»духовные искания выхода из кризиса -* новый расцвет культуры России - Россия — главный центр мировой культуры -* «Русские се­зоны» — синтез жанров -* отношение русской интеллиген­ции к национальной культуре -* «Мир искусства» — синтез европейской и национальной традиций — причины появ­ления и сущность стиля модерн -* особенности модерна в русской архитектуре -* декадентство — символизм, футу­ризм и акмеизм — модернизм в литературе -» футуризм абстракционизм — русский авангард.

55,56,57

 

Культура России: от соцреализма к свободе творчества

3

псевдореализм; «социалистичес­кий реализм»; военная проза «нового образца»; деревен­ская проза; единое пространство российской культуры; фольклор урбанистической эпохи; конструктивизм; «ста­линский» неоклассицизм.

Литература — Д. А. Фурманов; И. Э. Бабель; Д. С. Ме­режковский; С. А. Есенин; Б. Л. Пастернак; М. А. Булга­ков; М. А. Шолохов; Б. П. Катаев; М. М. Зощенко; А. Н. Толстой; А. А. Фадеев; И. Г. Эренбург; А. Т. Твардов­ский; В. С. Гроссман; К. М. Симонов; Б. А. Ахмадулина; А. А.'Вознесенский; Е. А. Евтушенко; Р. И. Рождествен­ский; В. П. Астафьев; В. Г. Распутин; В. М. Шукшин

Музыка — Л. А. Русланова; К. И. Шульженко; Л. О. Уте-сов; С. С. Прокофьев; Д. Д. Шостакович; А. Г. Шнитке; Р. К. Щедрин; Б. Ш. Окуджава; С. Т. Рихтер; С. Я. Лемешев

Театральное искусство — О. Н. Ефремов; Ю. П. Люби­мов; В. С. Высоцкий

Изобразительное искусство — М. Б. Греков, В. И. Мухи­на, П. Д. Корин, Э. И. Неизвестный

Архитектура — А. В. Щусев; К. С. Мельников

Киноискусство — С. М. Эйзенштейн; Г. В. Александров; Л. П. Орлова; Н. К. Черкасов; Н. С. Михалков.

 

CD № 8 урок 54

 

 

 

 

58-60

 

Повторение

61

 

Развитие научной мысли

 

Работа с учебником

 

теория относительности; револю­ция в естествознании; планетарная модель атома; кванто­вая механика; космология; генная инженерия; психоана­лиз; ноосфера.

А. Эйнштейн; Э. Ре-зерфорд; Н. Бор; В. Гейзенберг; М. Борн; А. А. Фридман; И. П. Павлов; 3. Фрейд; В. И. Вернадский; Т. де Шарден.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока: теория относительности А. Эйн­штейна — планетарная модель атома Э. Резерфорда и Н. Бора квантовая механика В. Гейзенберга и М. Борна -» международный характер развития науки XX века новые знания о космосе -» гипотеза о расширении Вселенной А. А. Фридмана — открытия русского ученого И. П. Павло­ва — антибиотики -» от теории наследственности к генной инженерии -* теория психоанализа 3. Фрейда — ноосфера.

62

 

Научно-технический прогресс

 

мегаполис; информационные и компьютерные технологии; кибернетика; микроэлектро­ика

1912 г.— гибель теплохода «Титаник»;

1954 г. — первая в мире экспериментальная

атомная электростанция в Обнинске; 12 апреля 1961 г. — полет Ю. А. Гагарина на космичес­ком корабле «Восток»; 21 июля 1969 г.   — высадка американцев Н. Армстронга и Э. Олдрина на поверхность Луны с корабля «Аполлон-11»; 2000 г— Нобелевскую премию по физике по-

лучил академик Ж. Алферов (вместе с американцами Г. Кремером и Дж. Кил-би)

. И. И. Сикорский; шенгеймер; И. В. Курчатов; Я. Б. Зельдович; Ю. Б. Ха-pinou; Э. Теллер; А. Д. Сахаров; С. П. Королев; В. фон Браун; К). Л. Гагарин; А. Шепард; А. А. Леонов; Н. Армстронг; (норыкин; Н. Винер; Ж. И. Алферов.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  урока: успехи в развитии железнодорожного транспорта -* автомобилестроение и авиастроение -» атомная и ядерная бомбы -* атомная энергетика -* дости­жения в ракетостроении -* Ю. А. Гагарин и Н. Армстронг - судьба научно-исследовательского комплекса «Мир» -* радио и телевидение -* кибернетика -» ЭВМ -» глобальная компьютерная сеть

63, 64

 

Основные тенденции развития мировой художественной культуры

 

авангардизм; сюрреализм; абст­рактное искусство; реалистическое искусство; жанр «фа­мильных» эпопей; электронная психоделика; плюралисти­ческая художественная культура; рок-музыка; массовая культура; элитарная культура; «бульварные» газеты.

Литература — Л. Арагон; Ф. Гарсия Лорка; Дж. Джойс; Ф. Кафка; М. Пруст; У. Фолкнер; А. П. Платонов; В. В. На­боков; Дж. Голсуорси; Р. Роллан; Э. М. Ремарк; Э. Хемин­гуэй; Л. Фейхтвангер; Г. Гарсия Маркес

Театральное искусство — С. Беккет; Э. Ионеско

Киноискусство — И. Бергман; Р. Поланский; А. Хичкок; А. А. Тарковский; М. Скорцезе; Ф. Феллини

Изобразительное искусство — П. Пикассо; А. Матисс; М. Шагал; С. Дали

Архитектура — Ш. Э. Ле Корбюзье; А. Гауди.

 

 

 

 

 

 

 

сущность авангардной культуры — основные направления в живописи, литературе, театраль­ном искусстве, киноискусстве -* жанр «фамильных» эпопей - драма «потерянного поколения» писатели-антифаши­сты -* «немой заговорил» -» вклад русских композиторов в мировое музыкальное искусство -» вклад США — джаз и мюзикл -* русский балет на Западе -* рок-музыка и «Битлз» — предпосылки появления массовой культуры -» элитарная и массовая культуры -* шоу-бизнес.

65-68

 

Повторение